Насколько вы можете быть самостоятельными?

На известной карикатуре Уильяма Стига нарисован маленький угрюмый человечек, скрючившийся в ящике. Надпись под ним гласит: “Ни черта хорошего в людях нет”.
Мне припомнился этот рисунок, когда на последней Конференции по обслуживанию кое-кто из делегатов упомянул о группах в своих регионах, которые отказываются от широкого участия в обслуживающих структурах АА из-за того, что (так говорилось в сообщениях) они предпочитают оставаться вполне самостоятельными.
И хотя для многих ответ может быть очевидным, тем не менее, возникает вопрос: означает ли самостоятельность группы её изоляцию?

Все согласны, что самоуправление отдельной группы является существенным принципом АА. Сотрудники Офиса по обслуживанию АА в Нью-Йорке (GSO) ежедневно сталкиваются с необходимостью напоминать группам о том, что проблемы, частые упоминаемые в письмах, могут быть улажены только самой группой. GSO даёт рекомендации только, если его просят. Готовит литературу, в которой изложен групповой опыт по определённым вопросам. Представители Офиса, когда их приглашают на региональные собрания, постоянно делятся не своим личным мнением, а разнообразным опытом АА, о котором сообщают в GSO со всего света.

За 25 лет самоуправление укрепилось в традициях АА столь глубоко, что оно вряд ли нуждается в защите. Наоборот, здесь, как и везде в АА, и, конечно, во всех человеческих делах, применимо выражение: “Тише едешь – дальше будешь”. Самостоятельность может обернуться изоляцией.

Человек с чувством собственного достоинства – независимый, финансово обеспеченный, сам решающий что правильно и хорошо, может превратиться в мрачного и недовольного человечка в ящике, лелеющего мысль, что “ни черта хорошего в людях нет”. Мысль, которая, будучи доведена до своего логического конца, касается в том числе и его самого.

В этом отношении группа похожа на отдельного человека. Она должна нести ответственность за управление собственными делами, выбирать своих должностных лиц и представителей, собирать деньги на свои нужды, обеспечивать помещение для своих собраний. Проводить свои собрания так, как лучше для группы, разрабатывать собственную программу деятельности по 12 шагу и наставничеству. Группа сама должна достигать договорённости с другими группами и отдельными людьми в своём регионе. Однако ей не следует пытаться действовать в вакууме. Ещё никто не “въехал в АА”, находясь в изоляции.

Каждый член группы остаётся сегодня трезвым благодаря тому, что другой человек “доносил идеи”. И каждый человек в АА остаётся трезвым не сам по себе, а как член группы, будь это местная группа АА, или его группа по переписке, или АА в целом, как ещё большая группа. Ни одна группа не развивалась сама по себе.

Ни одна отдельная группа не отвечает за разработку тех принципов, по которым мы живём, наших трезвых заветов: Исцеление, Единство, и Служение. Ни одна группа не справится с потоком тысяч ежемесячных запросов, не сможет откликнуться на звонки потенциальных новичков, обеспечить перевод литературы на другие языки. Не сможет поддерживать контакты с группами в больницах и тюрьмах, давать разъяснения прессе радио и TV о взглядах и деятельности АА, вести переписку с “одиночками и интернационалистами”. Ни одна группа не является достаточно мудрой, многочисленной и богатой, чтобы в полном объёме осуществлять все сегодняшние дела АА.

Пол Тиллих, признанный сегодня одним из величайших философов и теологов современности, сказал, что каждая личность должна обладать мужеством быть самим собой и мужеством быть частью чего-то. Человек, которому не хватает мужества быть самим собой, что-то отстаивать, сохранять свою индивидуальность, становится рабом как традиций, так и обычаев. Он перестаёт быть свободным человеком и спасается от жизненных реалий бегством в более многочисленную группу, где ему могут оказать поддержку. Человек, которому не хватает мужества быть частью чего-то ещё, изолирует себя от общего хода жизни и тем самым лишает общества, частью которого он является, своих устремлений, идей и поддержки. Тиллих говорит, что для полноценной жизни необходимы оба типа участия.

Эту идею можно в равной степени применить к группам АА. Они должны обладать мужеством оставаться самими собой, твёрдо стоять на собственных ногах. Они должны без боязни и высокомерия разбираться с проблемами во взаимоотношениях с другими группами и сторонними организациями. Многие из тех проблем, что передаются в GSO, попросту исчезнут, если местные группы станут самостоятельными на деле, а не только на словах. И точно так же, как отдельные члены АА нуждаются во взаимной поддержке, так и группам необходимо иметь чувство локтя со всеми остальными, кто живёт по принципам АА.

Так какой же урон причиняет группа, когда ради выгоды собственных членов она решает отстраниться от участия во всём движении АА и ограничивается работой только в своём регионе?

АА как единое целое теряет из-за того, что лишена знаний о том, что думают на местах; о решении местных проблем местными группами. Фактически все проблемы АА существуют на местном уровне. Лишь немногие ситуации носят международный или общенациональный характер, а вот из-за событий на местах возникает большинство трудностей. Группа, которая отказывается делиться своим опытом с другими, неимоверно осложняет решение задач для группы в соседнем городе, соседнем регионе или на другом краю света. Как ей вести себя в аналогичных ситуациях, если она возникает? На втором месте, но не менее разрушительнее, идут потери самой группы.

Точно так же, как мысли отдельного человека о 12 Шагах и 12 Традициях могут быть искажены, если время от времени он не будет сравнивать их с тем, что думают его собратья по АА. Так же и мышление группы может “сорваться”, порождая порой такие странные и даже фантастические толкования, которые большинство членов АА поставило бы под сомнение. Связи с другими группами и со всем движением могут многое дать для всеобщего единства и расширенного группового сознания АА в целом.

Таким образом, мы все связаны в товариществе друг с другом, сила и действенность которого зависят от преданности его групп и отдельных членов, живых связей между теми и другими. И становится понятным, что самостоятельность, если её довести до крайности, может превратить АА в разрозненное движение, ограниченное силами лишь той или иной местной группы, не способная говорить решительным голосом с миллионами тех, кому ещё отчаянно необходимо услышать идеи, которые мы должны доносить. Группа, которая самоустраняется от общих дел, наказывает как себя саму, так и своих членов. Она начинает вариться в собственном соку.

Сама по себе изоляция от остального АА подталкивает к изоляции всего общества, а часто и к сворачиванию деятельности по донесению наших идей, обрекая группу оставаться крохотным самолюбующимся сообществом выздоравливающих пьяниц. Такая группа лишает своих членов чувства удовлетворения от достижения АА в стране и за рубежом. Где-то помогли организовать новую группу. Изолированная группа не имеет никакого отношения.

Если приходит потрясающее сообщение о том, что книга “Анонимные Алкоголики” переводится ещё на один язык, такая группа не способна ощутить никакого чувства общей ответственности. Если моряк, преодолевший огромные трудности, чтобы оставаться трезвым на берегу в Иокогаме, находит помощь в японской группе АА… Если “одиночка” в геологической палатке в сотнях миль от цивилизации не берётся за бутылку благодаря потоку дружеских писем из GSO… Если воодушевляющая поддержка GSO группам в закрытых учреждениях помогает заключённому или пациенту в наркологической больнице подготовиться к трезвой жизни во внешнем мире… Если эти и другие тысячи усилий во всемирной борьбе с алкоголизмом пядь за пядью с болью, но всё же достигают успеха… Если все эти случаи, доставляющие радость и гордость членам АА, будут проходить мимо, изолированная группа не сможет получить от этого никаких радостей, если, конечно, она думает о радостях или хотя бы слышала о них.

Сила трезвости АА опирается на обмен опытом.Члены АА и группы отличались друг от друга в прошлом, отличаются сегодня, и будут отличаться в будущем. Благодаря спорам мы растём в нашей силе и мудрости. Но мы развалимся, если каждый человек или каждая группа начнут уходить в сторону из-за любого несогласия с действиями или точкой зрения другого человека, другой группы или АА в целом на Конференции по обслуживанию.

Традиции подчёркивают эту мысль в разных формах: “Существует лишь один высший авторитет – любящий Бог, каким он может выражать себя в сознании нашей группы… Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или АА в целом… Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы…”. Точно так же, как одиночество было одним из кошмаров наших пьяных дней, так и любовь с поддержкой, которую мы встретили в АА, стали одной из величайших радостей нашего исцеления.

Как свободные личности и как члены самостоятельных групп АА, мы всегда должны помнить, что наше исцеление зависит от поддержки других, впрочем, так же, как и сохранение постоянной трезвости. Простая благодарность обязывает нас быть внимательными к нуждам других людей и работать согласно принципам и с помощью средств, разработанных движением АА, чтобы донести наши идеи хотя бы до некоторых из тех миллионов братьев и сестёр, всё ещё страдающих в этом аду, из которого мы вырвались. Журнал АА “Грейпвайн”.

(Перепечатано из журнала “Джерело”, 2001 г.)